Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

1. Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.

2. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Комментарии к статье
. Использование законодателем в ст.96 и 98 целого ряда близких, а иногда и тождественных понятий, (“помещения для социальной защиты”, “граждане, нуждающиеся в специальной социальной защите”) создает серьезную путаницу в их толковании, поскольку эта терминология не является устоявшейся и не всегда последовательно употребляется в других нормативных актах.

Тем не менее систематическое толкование ст.96, 98, 107 и 109 ЖК позволяет в общих чертах разграничить круг лиц, для которых предназначены жилые помещения, упомянутые в ст.96 ЖК, с одной стороны, и ст.98 ЖК, с другой.

Коммент. ст. говорит о помещениях, предоставляемых гражданам, нуждающимся в специальной социальной защите, но не требующим предоставления им медицинских и социально-бытовых услуг. Таким образом, лица пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в уходе, медицинской помощи, реабилитации и организации досуга, (т.е. в “социальном обслуживании”) могут рассчитывать на получение жилых помещений лишь на основании ст.96 ЖК, а не коммент. ст.

. Определение круга лиц, нуждающихся в специальной социальной защите, осуществляется федеральным законодательством (см. напр., ст.11 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст.4872) и законодательством субъектов РФ. К ним, в частности, относятся:

- граждане без определенного места жительства и определенных занятий;

- граждане, пострадавшие от физического или психического насилия.

Законы субъектов РФ нередко предусматривают предоставление жилых помещений и другим категориям граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (см., напр.: ст.3 Закона Санкт-Петербурга "О домах временного проживания").

. Существенным недостатком норм, посвященных специализированным жилым помещениям нового ЖК, равно как и действующего законодательства о социальной защите и социальном обслуживании граждан, несомненно, является размытость их понятийного аппарата, нечеткость и непоследовательное использование юридической терминологии. Значительно усложняют правоприменение также и многочисленные неувязки местного законодательства субъектов РФ и федерального законодательства. Дело в том, что на уровне субъектов РФ предоставление жилья таким лицам, как граждане пожилого возраста и инвалиды (ст.96 ЖК), вынужденные переселенцы и беженцы (ст.97 ЖК), лица, нуждающиеся в специальной социальной защите (ст.98 ЖК), зачастую регулируется едиными правилами, не учитывающими специфики этих категорий граждан. До тех пор, пока законодатель четко не разграничит эти группы лиц, нуждающихся в жилье, эффективность соответствующих правовых норм не будет высокой.