На главную

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

К оглавлению главы

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

Статья 113.

Унитарное предприятие

 

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий (абзац дополнен с 3 декабря 2002 года Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Комментарий к статье

1. В отличие от иных коммерческих организаций унитарные предприятия имеют специальную правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК). Решение об учреждении унитарного предприятия, а также его устав должны определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Ничтожными (ст. 168 ГК) являются не только сделки, прямо противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами (п. 18 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8), но и сделки по распоряжению как движимым, так и недвижимым имуществом унитарного предприятия, которые лишают его возможности осуществлять уставную деятельность, хотя бы такие сделки совершались и соблюдением требований п. 2 ст. 295 ГК РФ (п. 3 ст. 18, п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, п. 9 постановления Пленума ВАС N 8). Следует отметить, что по общему правилу сделки, совершенные иными коммерческими организациями, в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, являются не ничтожными, а оспоримыми и могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК.

2. В соответствии с коммент. ст. учредителями унитарных предприятий могут быть только публичные образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, должны быть указаны в уставе предприятия.

В законодательстве не решен вопрос о возможности создания одного общего унитарного предприятия совместно двумя и более публичными образованиями (например, предприятия, находящегося в общей собственности Федерации и субъекта Федерации или нескольких муниципальных образований). Учитывая, что подобные организации создаются на практике, представляется, что вопросы, относящиеся к компетенции собственника, должны решаться соучредителями сообща (единогласно), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Нормы об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, применялись в течение переходного периода также к ранее созданным индивидуальным (семейным) частным предприятиям, а также к предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения другими коммерческими и некоммерческими организациями (п. 5 ст. 6 Вводного закона).

Унитарные предприятия могут с согласия собственника создавать филиалы и представительства, становиться участником (членом), в том числе единственным, коммерческих и некоммерческих организаций (за исключением кредитных). Представляется, что правило о том, что хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое общество, состоящее из одного лица, в данном случае применяться по аналогии не может (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК). Это право распространяется как на создание новых организаций, так и на приобретение акций, паев, долей участия в существующих компаниях. В законодательстве нет запрета на создание государственными предприятиями учреждений.

3. В соответствии с концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 // СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4626) Закон об унитарных предприятиях (п. 4 ст. 8) устанавливает ограниченный перечень оснований для создания и деятельности унитарных предприятий. В частности, к таким основаниям относятся: использование имущества, изготовление и разработка продукции, которые изъяты из оборота либо ограниченно оборотоспособны; оборонный заказ; решение социальных задач; производство для удовлетворения федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования.

4. Под имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует понимать не только вещи, но и обязательственные права. За рамками этой категории такого имущества остаются права на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации ("интеллектуальная собственность") и производные неисключительные права. Так, единственным субъектом права на фирменное наименование является само унитарное предприятие, а не государство.

Собственник не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями, кроме как путем передачи права собственности на предприятие как имущественный комплекс иному публичному образованию, к которому в этом случае переходят и соответствующие права по управлению предприятием.

Унитарные предприятия могут защищать свои права на закрепленное за ними имущество в судебном порядке, в том числе посредством предъявления негаторных и виндикационных исков, в отношении как третьих лиц, так и собственника имущества.

Унитарные предприятия не могут выступать покупателями государственного и муниципального имущества в процессе приватизации (п. 1 ст. 5 Закона о приватизации). В то же время законодательство о приватизации не распространяется на распоряжение унитарными предприятиями закрепленным за ними имуществом (п. 2 ст. 3 Закона о приватизации).

5. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. На предприятии могут создаваться коллегиальные органы управления, однако они являются только совещательными. Закон о государственных предприятиях (ст. 21) установил существенные ограничения для руководителей унитарного предприятия. В частности, эти лица не вправе выступать в качестве учредителя (участника) других организаций (исключение не сделано даже для некоммерческих организаций и акционерных обществ), занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, входить в исполнительные органы коммерческих организаций (кроме случаев, обусловленных его должностными обязанностями). Представляется, что такие тотальные ограничения не в полной мере соответствуют Конституции РФ и законодательству РФ и должны быть пересмотрены. В частности, п. 4 ст. 66 ГК запрещает устанавливать ограничения на участие граждан в открытых акционерных обществах.

Назначение руководителя федерального предприятия производится на конкурсной основе в соответствии с Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 // СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).

6. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, может совершаться только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Если такого согласия не получено, сделка может быть признана недействительной по иску самого унитарного предприятия либо его собственника, т. е. является оспоримой.

Закон определяет и иные операции, требующие согласия собственника:

a) дарение (кроме обычных подарков небольшой стоимости, ст. 576 ГК);

б) участие в других организациях, распоряжение акциями, вкладами, паями, долями участия в хозяйственных обществах и товариществах.

В то же время законодательство не предусматривает специальных требований относительно распоряжения принадлежащими унитарному предприятию правами участия в некоммерческих организациях. Такие правила могут включаться в учредительные документы предприятия (см. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, утв. распоряжением Минимущества России от 16 февраля 2000 г. N 188-р // БНА. 2000. N 11);

в) заимствование - привлечение кредитных, заемных средств; бюджетные кредиты; размещение облигаций, выпуск векселей (ст. 24 Закона об унитарных предприятиях);

г) крупные сделки, т. е. одна или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого удовлетворяет любому из следующих критериев: более 10 процентов уставного фонда или более чем в 50 тыс. раз превышает МРОТ (ст. 24 Закона об унитарных предприятиях). В связи с тем что у казенных предприятий уставный фонд не формируется, для определения того, являются ли сделки (направленные на приобретение имущества, распоряжение продукцией предприятия и др. сделки, которые по общему правилу не требуют согласия собственника) крупными, применяется лишь второй критерий. Стоимость являющегося предметом сделки имущества предприятия определяется на основании данных бухгалтерского учета, а в случае приобретения - предложенной ценой.

Перечень сделок, требующих согласия собственника, не является исчерпывающим и может быть расширен уставом унитарного предприятия. В случае несоблюдения установленных учредительными документами требований такие сделки могут быть признаны недействительными по иску как самого предприятия, так и его собственника. Наличие подобных дополнительных ограничений не в Уставе, а во внутренних документах предприятия (например, в контракте с руководителем предприятия), не может являться основанием для признания сделки недействительной, ст. 174 ГК в этом случае применяться не должна.

7. Согласие собственника может быть дано как на совершение отдельной сделки, так и в отношении определенного вида и категории сделок (в частности, согласие на распоряжение отдельными видами имущества может быть закреплено в учредительных документах или смете, финансовом плане).

По общему правилу согласие должно быть получено до совершения сделки по распоряжению имуществом. Однако в случае последующего одобрения сделки собственником основания для признания сделки недействительной отсутствуют (по аналогии с п. 2 ст. 183 ГК). Такое последующее одобрение может, в частности, следовать из конклюдентных действий компетентного органа собственника.

При совершении требующей согласия собственника сделки с имуществом унитарного предприятия обязательно проведение оценки (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

8. Сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия, должны быть указаны в уставе предприятия.

9. В отношении федеральных унитарных предприятий права собственника осуществляют:

a) вышестоящие отраслевые федеральные органы исполнительной власти по следующим вопросам:

согласование создания филиалов и представительств;

согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;

согласование осуществления заимствований;

согласование решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом;

утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия;

б) Минимущество России (ныне - Министерство экономического развития и торговли) в отношении:

согласования сделок с недвижимым имуществом;

согласования решений об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также заключения договора простого товарищества;

согласования распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;

утверждения аудитора и определения размера оплаты его услуг.

(См.: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. N 940 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" // СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 133; постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2327; Распоряжение Минимущества России от 15 июля 2003 г. N 3142-р "Об утверждении перечня документов, представляемых федеральным государственным унитарным предприятием для получения согласия на совершение сделок, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2003 г. N 333" // РГ. 2003. N 159.)

           

Copyright © 2005 - 2014
protoplex top-100: борьба лидеров! rambler's top100