Не хлебом единым

Добавить в избранное

О крыше над головой    О хлебе насущном     Не хлебом единым    
       


Некоторые мысли

Об ударениях
О Мастерстве
Об отсутствии какого-либо мастерства
Размышления о туризме
О присуждении ежегодной
театральной премии Е.А. Лебедева



Придется вспомнить, что город, о котором хотелось говорить, писать, всегда думать и помнить о нём,  - наш замечательный Санкт-Петербург. Придется сразу же оговориться - рассматривать серьёзно вопросы попсы и ширпотреба мне не просто не хочется, а я не вижу в них ничего интересного. Может в этом как раз и просматривается моя собственная ограниченность. Не могу понять, как можно воспринимать произведения искусства, находясь в толпе. Психологи же утверждают, что у толпы своя психология, и мы ведём себя по-разному наедине с собой или в кругу большого скопления людей.

За всю его историю в нашем городе было создано много замечательных произведений, в том числе и связанных со словесностью. Вот, во-первых,  о русском языке мне и пришло в голову порассуждать. Мы, родившиеся в этой стране, говорим на родном для себя - русском языке. Перечислять литературные шедевры, созданные на нем, - дело неблагодарное. А главное - что-нибудь важное обязательно пропустишь. "Словом можно убить, словом можно спасти" - это у В.Шефнера. Почему-то все больше любят убивать. 


За период социалистического бытия все сколько-нибудь значимые решения принимались посредственностью. Посредственность везде занимала ведущие роли и,  по моему мнению, продолжает их занимать. У нас в городе это особенно заметно в последние десятилетия в театральной области. Ушли в лучший из миров блестящие режиссеры, которыми по праву гордились еще ленинградцы, а на смену им пришли новые люди. Так всегда бывает. Это обычный жизненный круговорот. Жаль только, что в творчестве у этих пришедших на смену Г.А.Товстоногову, Р.С.Агамирзяну, И.П.Владимирову, З.Я.Корогодскому всё время идёт какой-то непонятный для зрителя кризис. Он(кризис), в свою очередь, наталкивает на мысль об отсутствии у сегодня занимающих кресла перечисленных режиссеров истинного профессионального стержня. Я не утверждаю, что у нас нет талантливых профессионалов, но их существенно меньше, чем хотелось бы.

     


Мы привыкли к колоссальному количеству штампов. Наш город и Северная Венеция, и Северная столица, и колыбель Революции. Это все впитано родившимися еще в Ленинграде с молоком матери. Здесь жили и творили(и как творили!!) представители мировой культуры и науки, жили здесь, конечно, и политики всех мастей и рангов, но их мы просто не будем рассматривать, так как именно они сотворили с нами то, что мы теперь вынуждены расхлебывать. Во многом, благодаря им  всем(всем вместе), город и получил многие из своих штампов.   

На самом деле это замечательно, когда город "пропитан" культурными традициями. Однако упрощение всего и вся, разливающееся мощным потоком, заставляет иногда вздрагивать. На самом деле - почему вдруг мы стали называть русских представителей культуры без упоминания их и имени и отчества. Скажите, пожалуйста, с чего бы это вдруг М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский и другие композиторы на афишах Капеллы(??!!) указаны без инициалов. Это сделано, судя по всему, из-за незнания этих самых инициалов менеджером, составляющим текст той самой афиши. Понятно, что для него заглянуть в справочник, если сам не в курсе, более чем затруднительно.  Да что там Капелла... Вы посмотрите на то, как указывают имена композиторов на сайтах, торгующих музыкальной продукцией. Там со всеми композиторами "на ты и за руку".  Наверное, так проще, да и чувствуешь себя с ними вровень - хоть так да приблизился. Кстати, в упоминавшейся уже афише действующие дирижеры указаны как раз только с именем, ну и за то спасибо. Тенденция всё упрощать прочно занимает своё место в сознании современников. Но не об этом ли народная мудрость "простота хуже воровства"?

 

Copyright © 2005 - 2016